Музей Российской ФотографииВыставки → "Алмазная фототека" Николай Рахманов

web1-150 web2-150

"Куратору удалось сделать невозможное: она показала Свет именно таким, каким видел его я сам. Я нахожусь под глубоким впечатлением от своих собственных работ потому, что так необычно их не показывали нигде в мире".

Николай Рахманов

К мнению Николая Николаевича присоединяются и его коллеги - известные фотографы.

Традиционно гостей выставки приветствовал директор Виталий Хрульков.

"Посмотрите , какой слайд, например, изображение бриллианта! Так и хочется в руки взять! Я вообще считаю, что сегодня так как Рахманов, вообще никто не сможет снять. Съёмка на слайд вообще не прощает ошибок в экспозиции. По моему мнению - это высший фотографический пилотаж - рассуждает фотограф Алексей Мякишев. Добавьте к этому , что у Рахманова около 80(!) полноценных изданных альбомов, многие из которых были признаны лучшими в разных странах мира. У меня просто в голове не укладывается!"

Алексея Мякишева поддерживает ученик Рахманова Игорь Гаврилов: "Из всех выставок, которые устраивал Николай Николаевич, эта выставка, безусловно, самая масштабная и сделанная с большим вкусом, любовью к автору. Это, на самом деле, очень большой подарок и всем нам:  людям, которые очень любят Николая Николаевича, и жителям города, которые будут, безусловно, с большим удовольствием это смотреть. 
Таких мастеров, как Рахманов, их в общем-то и раньше было по пальцам одной руки пересчитать. А сейчас он, пожалуй, один- единственный остался в нашей стране, из тех, кто находится на таком высоком профессиональном уровне. Он демонстрирует это с первых своих работ и по сей день.
Представляете, даже попав в больницу, уже на второй день затребовал фотоаппарат и из окна снимал панорамы города. Это совершенно удивительный человек, удивительный мастер, профессионал величайшего класса. 
Я достаточно хорошо знаю мировую фотографию и мировых мастеров, и поверьте, Рахманов - это наша национальная гордость."

Журналист Лев Шерстенников сказал: "Я без малого 50 лет знаю Николая Николаевича и  человека с такой работоспособностью не встречал никогда в жизни. Целыми днями может снимать! Даже многие молодые не выдерживают такого темпа. 
Вообще, Рахманов - это прежде всего Москва. А на этой выставке очень мало знаменитого Рахманова с его фундаментальными работами Москвы. Здесь я увидел совсем другого художника: в чём-то частного, в чём-то даже начинающего. И для меня это стало приятным удивлением".

"Несмотря на то, что Рахманов - блестящий профессионал, я многому научился у него именно в области человеческих отношений, отношения к фотографии, отношения к жизни, потому что Николай Николаевич это удивительно честный, принципиальный человек, удивительно добрый и отзывчивый. Настойчивый и трудолюбивый.
У Николая Николаевича очень глубокие корни русского интеллигента, поэтому жёсткость для него абсолютно неприемлема, у него совсем нет этой черты" - рассказывает фотограф Павел Кривцов.

Народная артистка России Елена Камбурова отметила поэзию в работах фотохудожника: "Меня больше всего потрясает поэзия этих "полотен". Для меня они перешагивают грань фотографии и идут дальше. Есть какие-то совершенно тонкие работы, около которых хочется подолгу стоять, всматриваться и запоминать. К счастью, организаторы представляют прекрасно изданный каталог выставки... Вообще, мы даже не представляем себе, сколько людей просто не знают, что всё это происходит в МОК. Им очень важно рассказать – идите и посмотрите на это! И они будут просто счастливы, как я сейчас".

 

информация для прессы:

c  6-02-2014  по  23-04-2014

“Алмазная фототека”

фотограф

Николай Рахманов

 

Новый выставочный проект столичного  масштаба.

Николай Рахманов родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижера. Работал фотокорреспондентом Фотохроники ТАСС, газеты «Неделя» – воскресного приложения к газете «Известия», журналов «РТ-программа» и «Журналист». Последние 30 лет – свободный художник. Выпускает тематические фотоальбомы и книги. Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России. Награжден Почетным Знаком Союза журналистов РФ «Достоинство и профессионализм» и Австрийским рыцарским орденом замка Lokhen Hause. Фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов. Альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» - «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986г. переиздан на японском языке.

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении и других странах.

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу прочили музыкальную карьеру, он связал жизнь с искусством фотографии. Возможно, виной тому случай: Николай был отчислен. Первый раз отчислили за то, что бегал по карнизу на 3-ем этаже, играя в салочки со сверстниками.

Втрой раз отчислили за то, что принес фотографии Николая II и царской семьи.В 1953 году Рахманов начинает трудиться фотокорреспондентом ТАСС в отделе иностранной фотоинформации. Николай Рахманов начинал свою деятельность под руководством  редактора Фотохроники ТАСС Петра Семёновича Клячко, который с самого начала дал мудрый совет начинающему фотографу: «…снимают вовсе не фотоаппаратом, снимают сердцем и головой». С тех пор Николай Николаевич никогда не изменяет этому правилу.За первые четыре месяца работы Николай не сделал ни одного снимка, ему доверяли только носить тяжеленные штативы старших товарищей. Не подпускали даже к кофрам с аппаратурой. Как оказалось впоследствии, даже эти навыки сослужат Рахманову службу в его фотографической карьере. Николай пытался возроптать, но его в качестве наказания, почти на год отправили печатать фотографии в маленькую лабораторию. Рахманов только благодарил своих “гонителей”, так как научился фотопечати, и в дальнейшем все свои работы делал самостоятельно от начала до конца.

С 1960 фотограф трудится в одном из самых популярных еженедельников 60-х годов “Неделя” (воскресное приложение газеты «Известия»). В те годы Николай Николаевич проникся пожалуй, самой яркой темой в своём творчестве. Его музой стала Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съемок – это, прежде всего, красота и поэтичность города,  человека, природы. Именно столицу он снимает ежедневно и спустя несколько лет его архиву снимков Москвы уже не было равных.

Фотографии Рахманова отличает то, что он очень любит снимать с большой высоты.

Он не единственный фотограф, проводивший фотосъёмку Москвы с высоты птичьего полёта. Но в его арсенале есть такая, которой нет ни у кого до сих пор. Это панорамная съёмка Москвы с высоты колокольни Ивана Великого (81м).  Вот что сам фотограф вспоминает об этих съёмках: “В один из прекрасных летних дней во время реставрации Кремля перед Олимпийскими играми 80 года мне разрешили подняться на леса выше креста над колокольней Ивана Великого (81 м - прим. ИК) На этой площадочке два на два метра я установил камеру и снимал панораму в 360 градусов в течение всего дня, поворачиваясь вслед за солнцем. Если бы я снимал сразу, у меня появился бы контровой свет, а эта панорама высвечена ровным классическим светом. Там 16 вертикальных кадров 9х12. Мне очень захотелось снять вторую панораму осенью, когда все было покрыто желтыми листьями. Опять хороший день. Я поднялся на крест и начал снимать. Снял три четверти всей панорамы, оставалось снять 2 кусочка – вид на Болотную площадь и на Дом на набережной. В этот момент налетел очень сильный порыв ветра, камера (это был Linhof) –опрокинулась”. Почти все свои известные работы Рахманов снимал форматной камерой Sinar (для непосвящённых - это огромная камера с мехами перед объективом. Работая такой, фотограф перед снимком накрывается чёрной тряпочкой). Мало того, что сама по себе камера очень тяжела, так и работает она только в ручном режиме. То есть для выстраивания кадра мало открыть крышку объектива и щёлкнуть кнопкой. Нужно самому выстроить геометрию кадра, рассчитать значения выдержки и диафрагмы, произвести необходимые экспокоррекцию, кадрирование и только после этого нажать на спуск. Но и это только начало работы. Полученные на плёнке кадры необходимо правильно проявить и напечатать. При работе же со слайдовой плёнкой невозможно выправить неудачно сделанный кадр и правильной печатью фотографии. Словом, ошибка только в одном из пары десятков действий процессе приводит к тому, что кадр не подлежит правке и непригоден для демонстрации. Не забудем и о том, что компьютерная обработка снимка также невозможна и результат съёмки не виден здесь и сейчас (плёнку ведь проявить надо). Прибавьте ко всему то, что съёмка часто проходит в непростых погодных условиях на огромной высоте в течение всего дня и получите, что данное действие вполне может быть причислено к подвигам Геракла.

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу "давно за 70” – он по-прежнему, очень активен и не перестаёт удивлять красотой своих работ, по праву заслуживая звание классика российской фотографии. На выставке будут представлены не только фотографии, ставшие визитной карточкой мастера, но и впервые демонстрируемые на публике.

 

куратор Ирина Аликина



www.museumart.ru

справка 9-903-001-48-65 Инесса

Время работы с 11 до 18.

Выходной: понедельник.

г. Коломна, Кремль, Брусенский пер., 31.

 

 

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо